Главная / Вопросы управления / Анализ проекта ТР

Вести в электроэнергетике 2010; № 2 (март-апрель); стр.18¸23

Анализ проекта технического регламента

«О безопасности электрических станций и сетей» и «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Предложения по корректировке

О.А. Терешко, доктор техн. наук, проф. — председатель Общественного экспертного Совета

«Эффективность технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования»

при ИПКгосслужбы, В.В. Барило, канд. экон. наук, О.С. Голоднова, канд. техн. наук, Г.В. Ростик,

инж. — эксперты Совета

1. На основе анализа статей проекта Технического регламента «О безопасности электрических станций и сетей» (проект № 118971-5 второе чтение) предлагается ряд уточнений, поправок и дополнений к указанному Техническому регламенту с необходимыми обоснованиями и пояснениями. Уточнения, дополнения и поправки выделены курсивом.

Статья 5

Необходимо повысить требования к проектам энергетических объектов в части компоновки оборудования в целях снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт, для чего предлагается изложить п.4, абзац 3 следующим образом:

«возможность доступа к оборудованию и его составным частям, установкам, зданиям и сооружениям для проведения осмотра, технического обслуживания, ремонта, предупреждения и ликвидации опасных ситуаций с учётом минимизации затрат на работы вспомогательного характера».

Статья 8

В п.4 абзац 2 гласит «Ремонт оборудования и устройств энергетического объекта должен осуществляться в соответствии с ремонтной и технологической документацией изготовителей». Это предложение проекта регламента практически не может быть реализовано для оборудования, снятого с производства. Кроме того, нет причин не использовать большой опыт эффективного ремонта и модернизации оборудования, накопленный за все прошедшие годы, в том числе закреплённый документацией ОРГРЭС, ВНИИЭ, ЦКБэнергоремонт и др.

Поэтому следует дополнить этот абзац, изложив его так:

«Ремонт оборудования и устройств энергетического объекта должен осуществляться в соответствии с ремонтной и технологической документацией изготовителей, нормативной отраслевой документацией и (или) документацией специализированной сертифицированной ремонтной организации».

По той же причине абзац 1 п.5 статьи 8 следует дополнить аналогично:

«Техническое обслуживание находящихся в эксплуатации оборудования и устройств энергетического объекта должно обеспечивать выполнение комплекса операций по поддержанию их работоспособного или исправного состояния, предусмотренного в проектной документации, документации изготовителя, нормативной отраслевой документации и (или) документации специализированной сертифицированной ремонтной организации, если необходимость этих операций выявлена при эксплуатации этого энергетического объекта».

В п.5 также следует внести уточнения в соответствии с терминологией:

абзац 2 — «Вывод в ремонт оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта осуществляется по схеме планово-предупредительных ремонтов или по результатам контроля технического состояния, или по результатам технического освидетельствования оборудования, сооружений, зданий и устройств этого энергетического объекта»;

абзац 3 — «Вывод в плановый ремонт линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики, а также техническое обслуживание устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, относящихся к объектам диспетчеризации, должны осуществляться в соответствии с годовыми и месячными графиками ремонта ....(до конца абзаца)»

В п. 6 необходимо ввести контроль технического состояния наряду с техническим освидетельствованием, предусмотрев разработанные для большей части оборудования и успешно используемые формы учёта результатов контроля технического состояния:

абзац 2 — «Результаты контроля технического состояния и технического освидетельствования оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта должны быть занесены в технические паспорта оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта (либо в технический паспорт энергетического объекта, если техническому освидетельствованию подвергается энергетический объект в целом) или оформлены в виде, предусмотренном нормативными отраслевыми документами с учётом форм, принятых эксплуатирующей организацией, включающими исчерпывающую информацию о состоянии объекта контроля».

По результатам технического освидетельствования энергетического объекта определяется

необходимость проведения технического обследования. Техническое обследование энергетичес-

кого объекта должно обеспечивать своевременное выявление недопустимых отклонений технического состояния, принятие решений по проведению дополнительных диагностических испытаний и восстановлению надежной и безопасной эксплуатации энергетического объекта.

В п.7 представляется важным подчеркнуть, что качество контроля непосредственно зависит от квалификации персонала, который должен проходить специальную подготовку, повышение квалификации. Предлагается дополнить п.7 следующим абзацем:

«Для обеспечения качества контроля квалификация персонала, осуществляющего контроль, должна соответствовать поставленной задаче и подтверждаться сертификатами, удостоверениями о повышении квалификации в соответствующих учебных заведениях, а также результатами аттестации».

В п.10 предлагается повысить значимость оценки технического состояния:

«После выработки оборудованием, сооружением, зданием, устройством энергетического объекта установленного ресурса (установленного нормативными документами срока службы) их дальнейшая эксплуатация допускается только по результатам оценки технического состояния путём технического освидетельствования и обследования, в том числе диагностирования, подтверждающим отсутствие недопустимых отклонений технического состояния».

В п.12 надо ввести дополнения, позволяющие возродить весьма важную практику систематического анализа технологических нарушений, выпуска обзоров с результатами анализа и проработки их эксплуатирующими организациями в целях предупреждения технологических нарушений:

абзац 1 — «Технологические нарушения на энергетических объектах и энергопринимающих устройствах, в том числе аварии, подлежат обязательному учету и расследованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Должен проводиться регулярный периодический анализ технологических нарушений, в том числе их причин, с выпуском соответствующей информации для эксплуатирующих организаций».

Аналогично п.12, а также исходя из того, что оперативное информирование эксплуатиру-ющих организаций о причинах технологических нарушений и корректирующих мероприятиях является важным способом предупреждения технологических нарушений, п.13 также следует дополнить:

абзац 3 — «Информация о результатах расследования аварий и иных технологических нарушений должна храниться на объекте электроэнергетики или энергопринимающем устройстве до их ликвидации и передаваться в установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с последующим информированием эксплуатирующих организаций, имеющих аналогичное оборудование, которые обязаны на основании данной информации принять срочные меры по предупреждению аналогичных технологических нарушений».

Статья 10

В п.8 должна быть устранена недооценка пожароопасности водорода наряду с взрывоопасностью:

«При наличии на тепловой электрической станции или котельной оборудования с использованием водорода должны быть приняты меры по предупреждению образования взрывоопасных смесей газов в системах производства, хранения, транспортировки и использования водорода, а также по снижению утечек водорода до допустимого уровня и предупреждению возгорания водорода для всего комплекса оборудования, трубопроводов и арматуры».

В п.9 упущены системы маслоснабжения уплотнений вала генераторов тепловых электростанций, поэтому также предлагается дополнение:

«На тепловых электрических станциях и в котельных должны быть обеспечены взрывобезопасность и пожаробезопасность систем приемки, хранения, транспортировки, подачи, подготовки к сжиганию топлива, устройств сжигания топлива, систем смазки и регулирования вращающегося оборудования, систем маслоснабжения уплотнений вала генераторов, маслонаполненного электротехнического оборудования».

П.11 следует дополнить аналогично предыдущему:

«В машинных залах тепловых и атомных электрических станций должны быть обеспечены взрывобезопасность и пожаробезопасность систем турбоустановок и электрических генераторов, содержащих горючие жидкости, а также газомасляных систем генераторов с водородным охлаждением».

Статья 12

Для включения соответствующих мероприятий и устройств в проекты новых энергетических объектов или модернизации действующих объектов в целях обеспечения взрывобезопасности и пожаробезопасности статью 12 следует дополнить следующим пунктом:

26. «В машинных залах тепловых и атомных электрических станций при возникновении угрозы значительного повреждения (разрушения) турбоустановки и (или) электрического генератора, ведущего к пожару с обрушением строительных конструкций, турбоагрегат должен быть немедленно отключен от сети (с уведомлением диспетчера), остановлен со срывом вакуума, а из отключенного генератора с водородным охлаждением и его газомасляной системы должен быть быстро удален водород с замещением его инертным газом. Тушение пожара производится в соответствии с соответствующим Техническим регламентом или другими нормативными документами».

Статья 35

Аналогично статье 12, следует ввести дополнительный пункт:

«10. При возникновении угрозы значительного повреждения (разрушения) оборудования энергетического объекта или при несчастном случае это оборудование должно быть отключено автоматической защитой или вручную в течение времени, определенного нормативной документацией,с уведомлением диспетчера».

Статья 39

Капитальный ремонт действующего энергетического объекта, в силу своей технической

специфичности, должен быть выведен из сферы строительного надзора. Кроме того, действующие

энергетические объекты не являются объектами капитального строительства. Эксплуатация, в том

числе техническое обслуживание, капитальный и другие ремонты, должна находиться в сфере государственного контроля (надзора). Поэтому предлагаются следующие изменения пп.1, 2 и 3:

«1. Оценка соответствия объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента в зависимости от вида объекта регулирования производится в формах государственной экспертизы проектной документации, строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов регулирования, согласования проектной документации, допуска в эксплуатацию законченного строительством (монтажом, реконструкцией) объекта регулирования, государственного контроля (надзора) процессов эксплуатации (в том числе технического обслуживания и ремонтов) объектов регулирования».

«3. При строительстве, реконструкции, объектов регулирования настоящего технического регламента, относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».

В п.2 статьи 39 абзац 6 должен быть удален, так как он дублируется пунктом 3 той же статьи.

Для усиления ответственности управляющих лиц и исполнителей за невыполнение требований Технического регламента предлагаются дополнения в п.12 статьи 39:

«По итогам мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического уполномоченными органами исполнительной власти осуществляется:

а) оформление результатов проверки;

б) принятие мер по результатам проверки;

в) определение лиц, виновных в невыполнении требований настоящего регламента, степени

их вины;

г) определение ущерба, обусловленного невыполнением требований настоящего регламента,

или вероятных последствий этого».

Статья 40

Для реализации настоящего Технического регламента необходимы нормативные документы и своды правил, что должно быть предусмотрено в п.2.

«Правительству Российской Федерации в девятимесячный срок со дня официального  опубликования настоящего Федерального закона издать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также своды правил, выполнение которых необходимо для обеспечения соответствия данному Техническому регламенту».

Кроме вышеизложенной корректировки, предлагается уточнить и дополнить терминологию, предлагаемую статьей 2, в соответствии с законами РФ, Постановлениями правительства и принятой ранее терминологией в энергетике (ГОСТы, тезаурус РАО «ЕЭС России»).

Предлагается более точная формулировка следующих терминов:

Техническое диагностирование — часть процесса при определении технического состояния,в том числе функциональное и тестовое диагностирование с использованием штатных или специальных средств контроля.

Техническое обследование — комплекс работ, направленных на своевременное выявление недопустимых отклонений технического состояния оборудования, сооружений, зданий, устройств и принятие технических решений по восстановлению их надежной и безопасной эксплуатации.

В статью 2 предлагается внести определения ряда терминов, использованных в Техническом регламенте, в том числе соответствующих действующим законам РФ, Правилам и стандартам:

Аварийно-опасный — создающий опасность (угрозу, риск) аварии.

Авария — технологическое нарушение на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы. («Правила расследования причин аварий в электроэнергетике», утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 года № 846»)

Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и восстановления работоспособности объекта, в том числе с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Контроль технического состояния — проверка соответствия значений параметров объекта контроля требованиям технической (нормативной) документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состоянияв данный момент времени (ГОСТ 20911-89).

Модернизация — изменение конструкции действующего оборудования, обеспечивающее улучшение его показателей назначения, повышение надежности и энергоэффективности, снижение энергетических, материальных затрат и трудовых ресурсов, повышение безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, а также с целью возможности применения при эксплуатации более дешевых (недефицитных) видов топлива, сырья, материалов (Раздел Тезауруса: техническое обслуживание и ремонт).

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 №190-ФЗ).

Реконструкция — коренное изменение конструкции за счет внедрения новой техники и современных передовых технологий (раздел Тезауруса: техническое обслуживание и ремонт).

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделий или их составных частей (ГОСТ 18322-78).

Свод правил — документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технического регламента (Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02).

Эксплуатация — комплексный процесс использования объекта по назначению, его технического обслуживания и ремонта.


2. В связи с тем, что 19.03.10 в Государственной Думе был принят в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений в закон «Об энергоэнергетике» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей», весьма возрастает значение (и статус) «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 26.07.07 № 484.

Анализ этих Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.09 № 219) показал необходимость уточнений ряда пунктов для более четкого разграничения прав системного оператора и законных владельцев объектов диспетчеризации в части вывода в ремонт (плановый и внеплановый) в целях предупреждения тяжелых аварий этих объектов в свете рассмотренного выше проекта Технического регламента «О безопасности электрических станций и сетей».

Ниже приведена предлагаемая редакция пунктов 9, 15 и 21 (дополнения и изменения выделены курсивом).

9. В случае совпадения сроков вывода в ремонт, предлагаемых собственниками и иными законными владельцами в отношении объектов диспетчеризации, одновременный вывод в ремонт которых может привести к нарушению надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, нарушению устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), сроки и очередность вывода в ремонт таких объектов определяются системным оператором.

При этом приоритет имеют:

объекты, требующие длительного ремонта, осуществление которого не может быть разделено на самостоятельные этапы, позволяющие после окончания каждого из этапов вывести объект электроэнергетики из ремонта;

объекты электросетевого хозяйства более высокого класса напряжения;

объекты, срок службы которых превысил нормативный или результаты их технического обследования показали наличие отклонений технического состояния.

15. Вывод в ремонт объекта диспетчеризации, не предусмотренного месячным графиком ремонта (далее — внеплановый ремонт), осуществляется в случае:

а) автоматического отключения оборудования действием устройств релейной защиты, автоматики

и противоаварийной автоматики или вследствие отключения оборудования дежурным работником

при возникновении хотя бы одного из недопустимых отклонений технического состояния, предусмотренных нормативными документами;

б) наступления обстоятельств, вызванных необходимостью выполнения работ для предотвращения повреждения оборудования и аварийных отключений вследствие недопустимых отклонений технического состояния, предусмотренных нормативными документами;

в) возникновения в процессе эксплуатации объектов диспетчеризации причин, которые невозможно было предвидеть заранее и которые требуют проведения незамедлительно ремонтных работ;

г) вследствие отключения устройств релейной защиты, автоматики и противоаварийной автоматики дежурным работником в случае их неисправности или ложных (излишних) срабатываний указанных устройств.

21. Заявка на вывод объекта диспетчеризации в ремонт не подлежит согласованию, если системным оператором будет установлено, что вывод в ремонт этого объекта диспетчеризации может привести к следующим последствиям:

а) угроза жизни и здоровью людей;

б) нарушение устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (техноло-

гически изолированных территориальных электроэнергетических систем);

в) угроза значительного повреждения оборудования (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в).

г) нарушение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в);

д) возможность возникновения недостатка электрической энергии (электрической мощности) в Единой энергетической системе России (ее части или технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), определяемого как превышение спроса на электрическую энергию (электрическую мощность) и резервов, необходимых для надежного обеспечения нормального режима указанных энергосистем, над предложением электрической энергии (электрической мощности) за определенный временной период с учетом перетоков электрической энергии (электрической мощности) из внешних энергосистем (исключение составляют ситуации, описанныев пп.15 а–в);

е) возможность возникновения недостатка пропускной способности электрической сети, определяемого как разность между допустимой пропускной способностью сети, установленной требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, и располагаемой пропускной способностью, выраженных в единицах мощности (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в).