Главная / Турбогенераторы / Повреждение сердечника статора турбогенератора

Сборник «Электросила» № 43 2004 г.. стр. 56-64.

Анализ и мероприятия по предупреждению повреждений сердечников статоров турбогенераторов

Голоднова О.С., Ростик Г.В.


В последние годы возросла актуальность проблемы надежности сердечников статоров турбогенераторов (ТГ) в связи с тремя факторами:

-          все большее число ТГ имеет  срок службы, близкий к установленному техническими условиями на них, или превышают его;

-          многие ТГ по режимным условиям эксплуатируются при повышенном напряжении и (или) с высоким коэффициентом мощности и (или) в режимах потребления реактивной мощности;

-          снизилось качество технического обслуживания и ремонта.

Эти факторы способствуют ослаблению плотности прессовки торцевых зон сердечников, что приводит к возникновению дефектов.  Чаще всего эти дефекты обнаруживаются в процессе испытаний и диагностических процедур или  при осмотрах во время плановых ремонтов. Ослабление прессовки и распушение зубцов в торцевой зоне приводит к вибрации листов активной стали под действием аксиальных знакопеременных элек­тродинамических усилий и усталостным повреждениям с последующим  выкрашиванием фрагментов (рис. 1), которое представляет большую опасность и ограничивает работоспособность ТГ.

Рис.1  Распушение активной стали торцевой зоны сердечника

Фрагменты  листов пакетов  повреждают (прорезают под действием вращающегося магнитного поля ротора) кор­пусную изоляцию стержней обмотки статора вплоть до потери ее электрической прочности, что выявляется или в процессе эксплуатации, когда  ТГ отключается защитой, или при профилактических высо­ковольтных испытаниях при плановом ремонте, когда происходит пробой изоляции. Высокая скорость развития дефектов характерна для работы ТГ с коэффициентом мощности, близким к единице, когда значительно возрастают аксиальные знакопеременные электродинамические силы, воздействующие на торцевую зону зубцов сердеч­ника. Самым опас­ным режимом является режим недовозбуждения (потребления реактивной мощности).

Комплекс исследований  торцевой зоны сердечника  на макетах, стендах и действующих ТГ различных изготовителей, проведенный в 1970-90 гг. [1-5], позволил  выявить причины ослабления  прессовки крайних пакетов,  которые  подтвердились в  процессе  эксплуатации  и ремонтов  ТГ  и в  последующие годы.

Основная причина -  это снижение среднего давления  прессовки на 30-40 % в процессе эксплуатации из-за неизбежной усадки  шихтованных пакетов сердечника, состоящих из лакированных листов, в результате упруго-вязкого течения   лаковых пленок (используемых в прежние годы лаков огневой сушки), т.е. процесса  старения сердечника.  Однако эта причина не может привести к повреждениям, если  одновременно не будут иметь место  указанные ниже (все или  некоторые из них)  технологические и  эксплуатационные  факторы, следствием которых является дополнительное снижение  давления прессовки в крайних пакетах.

К технологическим факторам относятся следующие недостатки изготовления  сердечника:

-    первоначальное среднее давление прессовки ниже расчетного; в  этом случае после усадки  сердечника давление прессовки может снизиться до недопустимых значений;

-    неравномерное распределение давления прессовки  по окружности и длине статора и в радиальном направлении;

-    недостаточная прочность или неправильная установка нажимных пальцев;  этот дефект изготовления  сердечника обнаруживается обычно визуально, так как приводит к пластической деформации  и (или) смещению пальцев от первоначального положения.

Эксплуатационные  факторы:

-         повышенный уровень напряжения  в сети, который приводит к повышению нагрева стяжных ребер  из-за увеличения протекающих по  ним токов, к удлинению ребер со смещением наружу нажим­ных плит и соответствующему снижению среднего давления прессовки;

-         набросы нагрузки, форсировки возбуждения, сопровождающиеся резким возрастанием тока статора, нагревом стержней обмотки, и, как результат, силовое (отгибающее) воздействие  фрикционно закрепленных стержней на крайние пакеты и нажимные пальцы;

-         сбросы нагрузки и пониженная температура дистиллята, охлаждающего  обмотку статора, сопровождающиеся смещением пакетов в торцевой зоне внутрь сердечника и ослаблением их  вследствие силового  воздействия  фрикционно закрепленных стержней; аналогично влияет опрессовка стержней обмотки горячим дистиллятом, особенно в циклах «нагрев-охлаждение», при  поиске утечек в стержнях во время  ремонта.

Рассмотрим эти факторы подробнее, поскольку их не всегда правильно идентифицируют при анализе повреждения.

Имеются данные о повышении уровня напряжений в электросетях из-за снижения  электропотребления и, как следствие, генерации реактивной мощности малонагруженными ЛЭП 220÷500 кВ. Так, уровни напряжений в сетях 500 кВ в Центральном районе Европейской части в 1997-2001 гг. составили 528÷552 кВ при наибольшем допустимом рабочем напряжении 525 кВ [6], в сетях 330 кВ напряжение доходило до 355 – 365 кВ. На севере  России  в 1980-90-х гг. повышение напряжения на отдельных ТГ составляло 8÷10 %.   Там же наблюдалась повышенная повреждаемость крайних пакетов сердечника.

Исследования показали [7], что  стяжные ребра подвески совместно с элементами торцевой зоны сердечника представляют собой короткозамкнутую клетку (аналогично «беличьей клетке» ротора асинхронного двигателя).  В ТГ 200÷800 МВт токи в стяжных ребрах достигают сотен Ампер и  приводят к дополнительному нагреву стяжных ребер.  При   повышении напряжения статора токи в стяжных ребрах возрастают.

По данным испытаний ТГ 200 МВт [5] нагрев стяжных ребер относительно холодного газа в различных режимах находится в диапазоне от 20 до 50 ºC. Максимальное различие температур для ребер, находящихся в камерах горячего и холодного газа, составило 20 ºC, а  по длине ребер 10÷20 ºC. Наибольший нагрев наблюдался на участках ребер, расположенных вблизи  крайних пакетов сердечника. При повышении напряжения статора на 8 % нагрев стяжных ребер  возрастал на 15 ºC. Расчеты показали, что повышенный нагрев стяжных ребер, особенно их торцевых участков,  приводит к  аксиальному смещению нажимных плит и соответствующему падению давления прессовки в торцевых пакетах сердечника, которое соизмеримо с действием вышеуказанных технологических факторов.  При ремонтах таких ТГ выявлялись ослабленные и поврежденные пакеты в торцевой зоне.

Неравномерность нагрева ребер не только приводит к росту неравномерности распределения давления прессовки  по зубцам и по длине одного зубца. Различия нагрева стяжных ребер могут приводить к такому росту механических усилий, воздействующих на шейки менее нагретых ребер,  что разрушаются резьбовые  и сварные соединения ребер с нажимной плитой, отрываются или отвинчиваются гайки (рис. 2).

Рис.2 Подгары на гайках  и признаки ослабления крепления нажимной плиты

В короткозамкнутой  электрической цепи, образуемой  ребрами с торцевыми пакетами и  нажимными плитами, наличие случайных электрических контактов ребер с листами активной стали в местах расположения «ласточкина хвоста» может создавать дополнительные контуры для протекания токов. Вследствие неустойчивости этих контактов вокруг них могут возникать местные нагревы вплоть до электроэрозии в виде оплавлений и подгаров. Разборка сердечника одного из ТГ 500 МВт  показала наличие дефектов, связанных с протеканием токов в ребрах сердечника (рис. 3): следы электроэрозии на отдельных ребрах, повреждения плоскости  «ласточкина хвоста» на части  ребер, следы  местного нагрева   на спинке сердечника и  подгары стеклотекстолитовых сегментов, частичное отслоение лака на отдельных сегментах.

Рис.3 Следы электроэрозии и нагрева на ребрах корпуса статора

Влияние обмотки статора на состояние зубцов сердечника  является следствием  обычно применяемого закрепления стержней в пазах.  При нагреве и охлаждении обмотки и сердечника фрикционная связь стержней обмотки и зубцов вызывает термомеханические деформации стержней, зубцов и нажимных пальцев. В результате температурных воздействий возрастает давление в крайнем пакете зубца при нагреве обмотки статора и снижается давление при охлаждении, а на последующих участках зубца − обратное явление, т. е.  снижение давления при нагреве и возрастание при охлаждении. Это подтверждается  расчетами и  экспериментальными   данными  (рис. 4).

 

 

Рис.4  Распределение термомеханических  напряжений в торце зубца при нагреве  стержня (―х―  и  ―о― расчетные,  ●    -  измеренные значения)


Снижение давления в разных опытах достигало 0,1÷0,5 МПа. Существенное влияние оказывают  набросы  и  сбросы нагрузки, форсировки возбуждения и связанные с ними изменения температуры меди обмотки. Значительное проскальзывание стержней относительно зубцов (при высоком нагреве обмотки относительно сердечника) может приводить к снижению давления прессовки в торце зубца и к появлению остаточной термомеханической составляющей давления, снижающей  в последующих нагрузочных режимах давление прессовки в торце зубца.

Наличие свободного от закрепления участка стержня в торце паза или склеенных торцевых пакетов не устраняет остаточных явлений, а сдвигает "пик" вглубь паза, т.е. к границе свободного участка, за пределами которой возможны ослабления прессовки. Это объясняет наблюдавшиеся на генераторах  ослабления и распушения не самых крайних пакетов, а тех, которые расположены непосредственно после свободных участков или после склеенных пакетов на некотором расстоянии от торца.

Итак, силовое  воздействие фрикционно закрепленных стержней на торцевую зону сердечника при нагреве и охлаждении обмотки  усугубляет неравномерность распределения давлений прессовки, которая обусловлена технологическими и конструктивными факторами. Наиболее интенсивно локальное ослабление прессовки проявляется при более плотном закреплении обмотки в пазу, особенно на концевых участках пазов, и более податливом в аксиальном направлении - в лобовых частях. Отрицательную роль играет снижение температуры дистиллята на входе в обмотку ниже 30 ºC при нагретом сердечнике.

Таким образом,  процесс деградации сердечника начинается со снижения среднего давления прессовки  и появления местных ослаблений прессовки в торцевой зоне сердечника и крайних пакетах.  Следствием ослабления прессовки являются локальные  проскальзывания листов ослабленных пакетов, которые вызваны изгибными знакопеременными деформациями сердечника и будут тем  интенсивнее, чем  ниже давление прессовки в пакете, т. е. чем ниже усилия трения между листами [8]. Расчеты показали, что при давлениях прессовки, превышающих 1,5 МПа, и вибрации сердечника не более 20 мкм относительное скольжение листов отсутствует; снижение давления прессовки до 1,0 МПа приводит к появлению относительного проскальзывания листов в районе стыков в зонах шириной 2 мм. При дальнейшем ослаблении прессовки или высоком уровне вибрации  сердечника ширина зоны скольжения может увеличиться до нескольких сантиметров. Относительное скольжение листов активной стали способствует истиранию изоляционных лаковых покрытий  и  фреттинг-коррозии  листов с соответствующим дальнейшим понижением давления прессовки. Для возникновения фреттинг-коррозии достаточно очень малых перемещений сжатых листов (8·10-7 мм).  На зубцах появляется характерная красновато-коричневая пыль с полупроводящими и слабомагнитными свойствами. Появляется вибрация  листов активной стали в торце ослаблен­ного зубца под воздействием электродинамических сил, вызванных аксиальной составляющей электро­магнитной индукции. Это приводит к  усталостным трещинам листов отдельных зубцов,  выкра­шиванию фрагментов листов, прорезыванию  корпусной изо­ляции стержней обмотки.

Попадание масла из уплотнений, содержащего кислород, в расточку статора генератора способствует ускорению  процесса деградации сердечника. Масло проникает между листами ослабленных пакетов. Так, при разборке сердечника одного из ТГ  было видно, что плоскости сегментов основного железа и крайних пакетов замаслены.  Это приводит к  снижению коэф­фициента трения между листами, а следовательно, к увеличению проскальзывания листов,  ускорению истирания лаковой пленки и фреттинг-коррозии листов активной стали. Истирание лаковых покрытий приводит  к нарушению межлистовой изо­ляции, местным замыканиям листов и повышению нагрева отдельных пакетов, чему способствуют также низкие изоляционные свойства  проникающего в сердечник масла, содержащего воду и различные  агрессивные примеси. Смесь продуктов износа лака и полупроводящей пыли от фреттинг-коррозии стали с маслом вследствие нагрева превращается в темную дегтеобразную массу. На рис.5 показано дисперсное железо, вымытое из указанной темной массы и помещенное на магнит, расположение частиц подтверждает  их  магнитные свойства.  Накопление такой массы  в вентиляционных каналах ведет к  дальнейшему  местному ухудшению охлаждения.

 

Рис.5 Продукты фреттинг-коррозии  из  масляного налета, снятого с зубца,  на магните.

Дальнейшим развитием этого процесса является увеличение нагретой зоны в сердечнике  и  переход к лавинообразному нарастанию  нагрева вплоть до  выплавления стали - так называемого «пожара железа» с  повреждением корпусной изоляции обмотки.  Это явление в  последние годы происходит редко в силу принимаемых предупредительных мер,  но об угрозе «пожара железа» не следует забывать при длительной эксплуатации с повышенным напряжением статора  ТГ, имеющих признаки ослабления прессовки сердечника, а также  при увеличенном периоде между плановыми ревизиями.   

Рассмотрим мероприятия по устранению и предупреждению повреждений торцевой зоны сердечника статора.  При плановых ремонтах ТГ,  уже имевших  дефекты сердечника, обычно проводится тщательное обследование торцевых зон,  выявляются нагретые и ослабленные пакеты с помощью известных методов испытаний и  диагностики. В целях предупреждения отказов найденные дефекты устраняются.  Следует отметить, что в ряде случаев испытания сердечника на нагрев при индукции 1,4 Тл при неуплотненной торцевой зоне не выявляют нагрев дефектных участков. В этом случае результаты испытания могут оказаться не корректными. Обычно восстановление плотности прессовки крайних пакетов делается путем местного уплотнения пакетов с помощью установки стальных и стеклотекстолитовых клиньев. Качество выполнения ремонта на отсутствие замыканий при уплотнении зубцов необходимо контролировать. Для этих целей наилучшим методом может быть признан контроль активной стали при малых индукциях намагничивания.

Однако выполненный ремонт не исключает возможности ослабления прессовки и повреждения отдельных пакетов при  дальнейшей эксплуатации ТГ, если среднее давление прессовки снизилось до недопустимых значений. Использование коротких клиньев в ряде случаев усугубляет дефект, поскольку за зоной уплотнения образуется зазор, в котором неуплотненная часть листов может вибрировать. Известны случаи скола листов в этих зонах с последующим повреждением изоляции статорной обмотки.

Степень снижения давления прессовки активной стали в зубцовой зоне может контролироваться  путем измерения скорости прохождения ультразвука низкой частоты по длине пакета активной стали, что следует делать не только перед  устранением неплотностей на отдельных дефектных участках, но и после ремонта для оценки его эффективности. При массовом появлении участков с ослабленной прессовкой  по окружности торцевой зоны, что возможно при значительном снижении среднего давления прессовки,  местные уплотнения пакетов будут неэффективны, и следует рассмотреть мероприятия по восстановлению необходимого среднего давления. Для уточнения этого вопроса целесообразно определить остаточное давление прессовки в торцевой зоне сердечника.

Приближенную оценку остаточного давления можно сделать в процессе ремонта по величине остаточных усилий в стяжных ребрах, которые определяются следующим образом:  несколько ребер, расположенных симметрично по окружности, разгружаются путем демонтажа гаек, связывающих ребра с нажимной плитой; при этом измеряются аксиальные деформации стяжных ребер. Следует иметь в виду при измерениях, что деформация разгружаемого ребра в торцевой зоне распределена по длине  неравномерно, значительно уменьшаясь в направлении от  торца к середине. Это объясняется достаточно жесткой упруго-фрикционной связью шихтованных пакетов с ребрами по длине последних. Влияет также приварка ребер к полкам (перегородкам) корпуса статора, но в значительно меньшей степени, поскольку эти перегородки имеют высокую податливость в аксиальном направлении. На рис.6 показано распределение относительных деформаций по длине ребра статора ТГ 220 МВт при разгрузке ребра и затяжке гаек. Видно, что  наилучшее согласование с результатами измерений  имеют те расчетные значения, которые  соответствуют значительной жесткости  связей ребра с сердечником по длине в аксиальном направлении.

Рис.6  Опыт разгрузки и нагружения  двух ребер статора.

Распределение по длине торцевой зоны ребра (lp) отношения аксиальной деформации ребра εp(x) к  деформации в торце ребра  εp(0) для различных коэффициентов   жесткости Kp связей ребра с сердечником в аксиальном направлении:

1 –   Kp = 0,17·1010,  2 – 2,8·1010,  3 – 4,4·1010,   4 – 6,3·1010,  5 – 11·1010,

6 – 17·1010 Н/м2,  7 – Kp = 0 (отсутствие связей ребра с железом по длине); °  и  Δ – измеренные значения при разгрузке (демонтаже гаек) ребер, ●  – измеренные значения при нагружении (затяжке гаек)  ребер.

 

Остаточное усилие в каждом разгруженном ребре  Qост i определяется по формуле:

Qост i =  - εр Eр Fр ,         Н

где εр - аксиальная относительная деформация, измеренная в ребре при разгрузке, усредненная по длине ребра; Eр Fр - приведенная жесткость ребра на растяжение-сжатие, Н.

Степень снижения усилия в  i-том ребре по отношению к исходному усилию, соответствующему нормативному среднему давлению прессовки, определяется отношением


где Fc - площадь поперечного сечения сердечника,  м2,

pн - нормативное среднее давление прессовки, Па,

n -  общее число стяжных ребер.

Определив среднее остаточное усилие  по   n1 разгружаемым ребрам, можно оценить  приближенно долю остаточного среднего давления  прессовки в сердечнике от исходного  давления следующим отношением


Если при разгрузке нескольких ребер, расположенных симметрично по окружности, коэффициенты ki и Kc оказались слишком низки  (менее 0,3),  то необходима частичная или полная  подпрессовка сердечника.

Радикальным мероприятием для восстановления необходимого среднего давления прессовки сердечника является  перешихтовка активной стали - полная (на заводе), или частичная, т.е. только торцевой зоны шириной около 200 мм (на заводе или в станционных условиях), с восстановлением нормированного среднего давления прессовки и обеспечением равномерного его распределения по окружности.  Это следует сделать  при замене обмотки статора.

Приемлемых результатов можно добиться также в станционных условиях, проведя подпрессовку торцевых зон подтяжкой гаек стяжных ребер или путем установки силовых аккумуляторов (блоков тарельчатых пружин) [9] вместо указанных гаек. Это тоже целесообразно сочетать с перемоткой статора или, по крайней мере, с высвобождением лобовых частей, поскольку крепление лобовых частей обмотки к нажимной плите может создать недопустимые напряжения в изоляции статорной обмотки и, в определенной степени, затруднит смещение плиты, необходимое для подпрессовки сердечника. Установка силовых аккумуляторов требует тщательной технологической проработки и высокой квалификации исполнителей из-за трудностей размещения и необходимости дополнительной обработки отдельных составных частей статора (для устранения препятствий перемещению нажимной плиты). Практика установки силовых аккумуляторов на ТГ 200 – 500 МВт показывает, что при восстановлении нормированного усилия прессовки нажимная плита перемещается на 3 – 7 мм.

Можно рекомендовать разработку и внедрение датчиков усилия, устанавливаемых под силовые аккумуляторы или под обычные гайки для оценки фактического усилия прессовки в торцевой зоне статора и контроля этого усилия при дальнейшей эксплуатации. Эта же цель может быть достигнута при помощи датчиков деформации или напряжения в торцах стяжных ребер.

Cледует принять меры к снижению термомеханического силового воздействия стержней обмотки на зубцы торцевой зоны и поддержанию давления прессовки в зубцах на допустимом уровне при нагреве и охлаждении обмотки. Для этого целесообразно провести модернизацию крепления обмотки в пазах статора путем внедрения упруго-эластичных пазовых клиньев и упруго-эластичных боковых прокладок (там, где их нет). Следует  отказаться от опрессовки обмотки статора горячим дистиллятом при ремонтах,  особенно с циклами «нагрев-охлаждение». Для выявления неплотностей в водяном тракте охлаждения обмотки необходимо применять другие методы, более эффективные и не вызывающие теплового перемещения стержней статора.

Во избежание ускоренного истирания лаковых покрытий  и появления фреттинг-коррозии листов активной стали сердечников с ослабленной прессовкой следует также  исключить попадание масла из уплотнений вала в корпус ТГ. Для этого следует усовершенствовать маслоуловители, в частности, установить дополнительные маслоулавливающие щитки непосредственно после выхода масла из вкладышей уплотнений со сливом масла из образовавшейся камеры;  установить перегородки для предупреждения закручивания газомасляной смеси в сливной камере на стороне водорода, принять меры  к снижению температуры сливающегося масла и предупреждению его вспенивания. Кроме того, необходимо  изменить методику  продувки ТГ водородом.  При  обычной продувке выпуск водорода из корпуса ТГ в атмосферу производится  через трубопровод из коллектора в корпусе статора, при этом в сливных камерах уплотнений водород захватывает распыленное валом масло и переносит его в корпус ТГ. Масло оседает на деталях внутри корпуса, при большом количестве масла оно стекает в дренаж.  Попадание в корпус ТГ распыленного масла с водородом из сливных камер уплотнений резко снижается, если выпуск водорода в атмосферу при продувках осуществлять из  сливных трубопроводов, так чтобы водород поступал из корпуса ТГ в сливные камеры уплотнений, а не наоборот.   Весьма экономичной и удобной является схема непрерывной продувки ТГ. В любых режимах должна быть исключена циркуляция газа  вдоль ТГ.

Выводы и рекомендации:

1.      Для предупреждения повреждений торцевых зон сердечников необходимо проводить осмотры зубцов в торцевых зонах при плановых ремонтах и контроль плотности прессовки сердечников статоров.

2.      При обнаружении недопустимого снижения среднего давления прессовки и признаков местных ослаблений и распушений зубцов должны проводиться следующие мероприятия:

-         восстановление давления прессовки сердечника (выбор варианта зависит от состояния  активной стали);

-         ремонт ослабленных и поврежденных зубцов;

-         установка упруго-эластичного крепления обмотки в пазах статора;

-         модернизация газовой схемы (продувка из сливных маслопроводов);

-         усовершенствование маслоулавливающих устройств.

3.      На работающих ТГ, имевших дефекты активной стали,  в межремонтные периоды следует проводить диагностический контроль для своевременного выявления распушения зубцов торцевой зоны - периодически, по спектру виброакустических сигналов, а также местных перегревов активной стали - постоянно,  по наличию аэрозолей в водороде с помощью устройства контроля местных перегревов. Торцевые зоны таких ТГ следует контролировать при проведении ремонта без вывода ротора (с вытеснением водорода), используя видеоскопы, эндоскопы, зеркальные зонды.    Те же мероприятия целесообразны  и на ТГ, не имевших ранее дефектов активной стали, если они длительно работали при повышенном напряжении статора, а также, если на них имеет место систематическое попадание масла из уплотнений в корпус ТГ.  В последнем случае следует использовать анализы масла из дренажей корпуса статора (при работе ТГ) или анализ загрязнений внутренней поверхности корпуса статора (при выполнении текущих и средних ремонтов) по методике, изложенной в циркуляре Ц-01-94(э) от 31.03.94, незаслуженно не включенном в «Сборник распорядительных материалов по эксплуатации энергосистем. Электротехническая часть. Часть 1».   Наличие дисперсного железа с магнитными свойствами (см. рис.5) в масле  или загрязнениях  является  надежным  диагностическим признаком идущего процесса фреттинг-коррозии листов активной стали сердечников и ослабления прессовки, что особенно важно  своевременно установить при отсутствии возможностей для применения указанных выше инструментальных видов контроля.

Список литературы

1.      Геллер Р.Л., Бураков А.М. Снижение давления прессовки из-за упруго-вязкого течения  лаковых пленок  изолированных листов сердечника / Электротехника, 1976, № 7.

2.      Пикульский В.А., Чистиков А.А., Лившиц А.Л. Исследование давления прессовки сердечника турбогенератора / Электротехника, 1990, № 6, с. 9-13.

3.      Блеткин Н.П., Голоднова О.С., Подольский В.В., Фирсанов Е.П.  Местные ослабления прессовки зубцов сердечника статоров турбогенераторов / Электротехника, 1984, № 3, с. 57-60.

4.      Голоднова О.С., Федоренко Г.М., Фирсанов Е.П. Термомеханическое состояние статора турбогенератора в маневренных режимах по реактивной мощности / Киев, препринт Института  Электродинамики Академии наук Украины, № 663, 1990, 27 с.

5.      Голоднова О.С., Евтушенко И.А., Федоренко Г.М., Янцов А.А. Исследование режимных и термических параметров элементов крепления статора большого турбогенератора АЭС / Киев, Техническая электродинамика, 1990, № 6, с.60-65.

6.      Лабунец И.А., Сокур П.В., Шакарян Ю.Г. Целесообразность и перспективы оснащения АЭС России асинхронизированными турбогенераторами и гидрогенераторами / Сб. «Электросила», 2003, № 42.

7.      Коган В.В., Конторович Л.М., Косачевский В.И., Медведева Л.А. Расчет вихревых токов в ребрах подвески сердечника статора / Электротехника, 1983, № 8, с.19-23.

8.       Иогансен В.И. Влияние схемы укладки и относительного скольжения листов активной стали на изгибную жесткость сердечника / Сб. «Электросила», 1982, № 34, с. 60-69.

9.      Азбукин Ю.И., Аврух В.Ю. Модернизация турбогенераторов. М.: «Энергия», 1980.