Главная / Вопросы управления

Стандарты в электроэнергетике РФ – состояние  дел на 01.11.2011

Краткий обзор от рабочей группы Общественного экспертного Совета при ИПКгосслужбы

1. Исходное состояние нормативной базы (по данным НП ИНВЭЛ)

– Приказ ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.08.2003 № 422 «О пересмотре нормативно-технических документов (НТД) и порядке их действия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»;

– Приказ Ростехнадзора от 31.07.2009 № 667 «Об утверждении и введении в действие Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

– Перечень национальных стандартов и сводов правил в результате применения, которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (далее – Добровольный перечень), утв. приказом Росстандарта от 1 июня 2010 года №2079;

– Перечень национальных стандартов и сводов правил в результате применения которого на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (далее – Обязательный перечень), утв.распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года №1047-р

Более тысячи документов было введено в действие до 1990 г. В соответствии с распоряжением Президента РФ от 18.03.2011 № 158-рп Минэнерго России необходимо провести работу по инкорпорированию данных документов в действующее законодательство или признанию их недействующими. Имеется Программа разработки национальных стандартов в области энергетического оборудования на 2010-2013 годы. Программа предусматривает разработку 161 проекта национальных стандартов, в т.ч. 91 - гармонизированных с аналогичными международными стандартами. 129 стандартов будут разработаны впервые.

Перечень стандартов организации НП «ИНВЭЛ» в электроэнергетике, разработанных и выпущенных в 2006-2010 гг. включает 264 документа, в т.ч. примерно половина по ремонтам энергооборудования. Но в настоящее время стандарты и нормативные документы НП ИНВЭЛ, не являются обязательными. Они могут быть использованы объектами электроэнергетики, на которые они рассчитаны, лишь путём «присоединения», т.е. они должны быть приобретены и  добровольно введены в действии приказом руководства в данном энергопредприятии. Такая организационная форма применения документов очень сомнительна, поскольку должна быть одновременно применена как собственниками оборудования, так и исполнителями ремонта, имеющих иную форму собственности. В этом не помогают многочисленные саморегулируемые организации (СРО).

2. ФЗ от 21.07.2011 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

В соответствии с п.4 этого закона из сферы технического регулирования выведены отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, а также требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности  и безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах. Таким образом, с момента вступления в силу данного федерального закона (24.10.2011)  может быть изменен статус и вид документов в области энергетического строительства и строительства объектов электросетевого хозяйства. Возникла необходимость разграничивать предметы ведения между Минэнерго России, Минрегионразвития и Ростехнадзором по вопросу принятия нормативных документов в сфере энергетического строительства и строительства объектов электросетевого хозяйства.       Однако в том же п. 4 ФЗ  №255 имеется оговорка: «за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Какие требования имеются в виду? По-видимому, те, что предусматриваются новыми законами о безопасности (указаны далее), поскольку в ст. 5, 20, 28 Закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №35 ФЗ указана необходимость соблюдения Технических регламентов, а их нет (на это обращено внимание также в Протоколе №10 заседания Комиссии по мониторингу ремонтов от 04 мая 2011 г.).

3. Законопроект № 497896-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».  Внесен в Госдуму Ю.Липатовым в феврале 2011, указавшим (из пресс-релиза), что изменения касаются «совершенствования функционирования рынков электроэнергии».

На заседании Госдумы 31 мая законопроект был принят в первом чтении. При этом тот же Ю.Липатов сказал: «В целях обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы Комитетом предлагается дополнить представленный законопроект положением, наделяющим Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти правом утверждения технологических правил работы энергетических систем, правил устройства и эксплуатации объектов электроэнергетики и государственного контроля за соблюдением указанных требований». И эти дополнения «могут быть учтены при подготовке представленного законопроекта ко второму чтению»
Итак предполагается предоставить Правительству РФ полномочия по утверждению правил технологического функционирования электроэнергетических систем.

4.  Госдумой в июле 2011 г. принят целый ряд законов о безопасности, в том числе и энергетических объектов:

ФЗ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» с  приложением «Паспорта безопасности объекта ТЭК» – весьма серьезного документа, включающего в себя характеристики не только антитеррористической, но и технологической безопасности объекта.

ФЗ от 21.07.2011 № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов ТЭК",

ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Появилось новое понятие «обязательные требования», которые должно определить Правительство, а следовательно и Минэнерго,  к своим объектам, чтобы было что проверять.

Вероятно, именно к этим требованиям относится и оговорка в п. 4 ФЗ №255.

5.  О надзоре и контроле

а) Приказ Минприроды от 28.04.2010 об утверждении Административного регламента о техническом контроле и надзоре в электроэнергетике. Под «техническим контролем и надзором в электроэнергетике» подразумевается «государственная функция по осуществлению  контроля   и   надзора  за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в   электроэнергетике». В перечень документов, в соответствии с которыми проводится «технический контроль и надзор» включены кодексы, Федеральные законы, правила и постановления, утвержденные Правительством, зарегистрированные в Минюсте, в том числе ПТЭ 2003 г., Правила по котлам и трубопроводам под давлением, Правила допуска в эксплуатацию энергоустановок.

б) Из решения протокола №10 заседания Комиссии Минэнерго по мониторингу ремонтов от 04 мая 2011 г. «обратиться к руководству Минэнерго России со следующими предложениями:

— совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору определить порядок и объем участия субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в контроле (надзоре) за ходом ремонтной деятельности субъектов электроэнергетики;

— организовать разработку и принятие технического регламента о ремонтной деятельности в электроэнергетике;

— рассмотреть проблему планирования и учета работ по реконструкции и техническому перевооружению действующего парка оборудования, выполняемых в ходе ремонта оборудования, с принятием соответствующего нормативного акта».

в) Распоряжение правительства от 17 мая 2011 г. тоже связано, видимо, с определением функций по проверке обязательных требований. В плане мероприятий указан проект постановления Правительства Российской Федерации по п.4 – «Порядок осуществления технического контроля и надзора в электроэнергетике (государственного энергетического надзора)» со сроком II квартал 2011, 4-х отв. исполнителя – Ростехнадзор, Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС.

6. Остается открытым вопрос о статусе документов и стандартов, разработанных и выпущенных НП ИНВЭЛ.  ИНВЭЛ планирует следующий порядок действий:

Правительству РФ предоставляются полномочия по утверждению следующих правил  технологического функционирования электроэнергетических систем:

-        Правила планирования и проведения ремонта оборудования объектов электроэнергетики,

-        Правила устройства объектов электроэнергетики,

-        Требования к качеству электрической энергии,

-        Правила технической эксплуатации объектов электроэнергетики,

-        Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Вводится положение, согласно которому, что  требования к техническому состоянию объектов электроэнергетики, функционированию объектов электроэнергетики в составе электроэнергетической системы и обеспечению надежного функционирования электроэнергетических систем устанавливаются вышеперечисленными документами.

Однако качество документов и стандартов НП ИНВЭЛ оставляет желать лучшего, поскольку разрабатывались они без широкого обсуждения заинтересованными энергетическими организациями. Эти документы, как правило, не учитывают современные проблемы модернизации,  продления срока службы и обеспечения надежности действующего энергооборудования.

В любом случае не может быть и речи о разработке, о продлении существующих документов без относительно широкого их предварительного обсуждения в части целесообразности, необходимости, содержания. Для этих целей необходимо создать при НП «ИНВЭЛ» экспертные группы по направлениям, соответствующим видам оборудования. В эти группы должны входить специалисты, имеющие практический опыт, в том числе от заводов-изготовителей и от отраслевых учебных заведений.

7. Вопросы повышения квалификации персонала энергопредприятий

Недостаток квалифицированных кадров все острее сказывается на надежности и экономичности эксплуатации энергооборудования в электроэнергетике. Кроме технологических аспектов приобретают большое значение и знания персонала в области нормативно-технической документации.  Назрела необходимость специализированного обучения, в связи, с чем целесообразно активизировать  работу ВИПКэнерго, ориентировав его на соответствующие программы повышения квалификации в области  знания нормативно-технической документации.

8. Предложения Общественного экспертного Совета при ИПКгосслужбы (далее Совет) в рамках Технологической платформы «Интеллектуальная энергетическая система России»

Совет предложил в рамках ТП ИЭС проекты, направленные на повышение безопасности работы энергетического оборудования электростанций путем совершенствования технического обслуживания и ремонта,  в том числе, проект №1 «Разработка и сопровождение проекта Технического регламента «Требования к техническому обслуживанию и ремонту  основного оборудования в электроэнергетике, обеспечивающие его безопасную эксплуатацию». Был опубликован в 2010-2011 гг. ряд статей и состоялся ряд выступлений членов Совета о требованиях к ремонту энергооборудования, связанных с надежностью и безопасностью его эксплуатации.

После вступления в действие  в октябре 2011 г. Федеральных законов о безопасности объектов ТЭК предложения Совета потеряли актуальность, хотя они вместе с критикой со стороны Совета включились в тот мощный хор голосов, который, видимо, и  побудил  Комитет по энергетике Госдумы выступить с предложением о придании статуса правительственных нормативно-техническим документам в электроэнергетике с соответствующим изменением Федерального закона «Об электроэнергетике». Если это предложение будет принято во втором чтении, то можно ожидать, что правила  технологического функционирования электроэнергетических систем, связанные с безопасностью, станут обязательными независимо от форм собственности объектов электроэнергетики.

Теперь Совету предстоит менять поле деятельности; целесообразно предпринять попытку поучаствовать в разработке «обязательных требований», связанных с безопасностью,  в рамках своей компетенции в части ремонта энергооборудования, соответственно изменив состав предложений в рамках ТП ИЭС.

Обновлено (07.11.2011 17:57)

 

Экономика и финансы в энергетике. 2010, №4.

В электроэнергетике России назрела задача повышения эффективности ремонтного обслуживания

Терешко О.А.,  Голоднова О.С.

При ВИПКЭнерго ИПКгосслужбы создан Общественный экспертный Совет "Эффективность технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования".

Совет ставит своей основной целью обеспечить широкое использование инженерно-технического и научного потенциала специалистов института в решении актуальных задач совершенствования методов оценки технического состояния, технического обслуживания и ремонтов, технического перевооружения и модернизации, мониторинга технического обслуживания и ремонтов генерирующего энергооборудования энергетических предприятий России.

Председателем Совета является проректор ИПКгосслужбы, д-р техн. наук, проф. Терешко О.А. В состав Совета входят ветераны-энергетики, работающие в ИПКгосслужбы в качестве консультантов и преподавателей, в том числе бывшие и действующие работники ремонтных предприятий: специалист по ремонту паровых турбин и наладке систем автоматического регулирования, доцент ИПКгосслужбы А.М.Балашов, заведующая сектором технического перевооружения, модернизации и ремонта энергооборудования, проф. ИПКгосслужбы Барило В.В., специалист по турбогенераторам канд. техн. наук Голоднова О.С. (секретарь Совета), начальник центральной лаборатории металлов ЦРМЗ-филиала ОАО "Мосэнерго", лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, эксперт высшей квалификации по промышленной безопасности, канд. техн. наук Должанский П.Р., специалист по ремонту паровых турбин (бывший главный инженер Союзэнергоремтреста Главэнергоремонта Минэнерго СССР) Леонтьев Е.В. специалист по ремонту электротехнического оборудования (бывший главный электрик Союзэнергоремтреста Главэнергоремонта Минэнерго СССР) Пузаков С.Е., главный специалист по ремонту электрических машин ООО "ЛЭР-ЭЛЕКТРОСЕРВИС" Ростик Г.В., главный конструктор проекта по модернизации котлов ЗАО "ЦКБЭнергоремонт" Соловьев Н.И., главный конструктор ОАО "Русэлпромтрансформатор" Федосов Л.Л., специалист по ремонту трансформаторов Шонин Ю.П.

Члены Совета являются авторами целого ряда уникальных учебно-методических и справочных материалов по ремонту генерирующего энергооборудования, вызывающих большой интерес специалистов.

1. Шонин Ю.Л. Повреждаемость составных частей силовых масляных трансформаторов. Причины, методы выявления и предупреждения неисправностей, 2010.

2. Пузаков С.Е., Шонин Ю.М. и др. Справочник по ремонту и техническому обслуживанию силовых трансформаторов / Под ред. Л.Л. Федосова, 2008.

3. Балашов А.М. Предупреждение разрушительных аварий паровых турбин, 2008.

4. Ростик Г.В. Оценка технического состояния турбогенераторов, 2008.

5. Голоднова О.С. Разработка типовой программы предремонтных испытаний и обследований энергооборудования, 2008.

6. Пузаков С.Е. Эксплуатация и ремонт электродвигателей собственных нужд электростанций, 2007.

7. Хренников А.Ю., Терешко О.А.Диагностика дефектов и примеры повреждений маслонаполненного трансформаторно-реакторного оборудования, турбогенераторов, измерительных трансформаторов тока, напряжения и ОПН, 2007.

8. Пузаков С.Е., Голоднова О.С., Ростик Г.В. и др. Справочник по ремонту турбогенераторов / Под ред. Х.А. Бекова, В.В. Барило, 2006.

9. Голоднова О.С. Основные причины отказов турбогенераторов и пути их предупреждения, 2005.

10. Хренников А.Ю., Терешко О.А. Основные методы диагностики состояния электрооборудования для выявления дефектов и повреждений, 2005.

11. Голоднова О.С. Уплотнения вала турбогенераторов с водородным охлаждением и их системы маслоснабжения, 2003.

Придавая важное значение вопросам состояния и дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по организации эксплуатации и ремонта оборудования генерирующих энергопредприятий специалисты Совета в первом полугодии 2010 года подготовили предложения по проведению анализа соответствующего законодательства Российской Федерации и выработке рекомендаций по корректировке некоторых положений этого законодательства.

Такой анализ был выполнен по запросу Управления энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которому были представлены в марте 2010 г.следующие материалы:

1. Аналитический обзор "Анализ законов Российской Федерации, имеющих отношение к организации эксплуатации и ремонта энергооборудования генерирующих субъектов электроэнергетики".

2. Замечания и предложения к техническому регламенту "О безопасности электрических станций и сетей" (проект № 118971-5 второе чтение).

Ряду генерирующих энергопредприятий в январе 2010 г. были направлены предложения об оказании консультационных услуг по широкому спектру технических вопросов, связанных с ремонтом энергооборудования, в частности:

подготовить обоснование минимально допустимых объемов и необходимых сроков проведения функционального и тестового контроля технического состояния турбогенераторов и различных видов ремонтов;

составить минимально необходимый перечень работ по модернизации турбогенераторов, обеспечивающих продление срока службы;

провести отбор, корректировку и актуализацию нормативной документации, действовавшей в Р АО "ЕЭС России", для ввода в действие в качестве стандартов генерирующих энергопредприятий в целях обеспечения необходимого объема и качества ремонтов электротехнического и тепломеханического энергооборудования.

В первом полугодии 2010 г. члены Совета принимали участие в ряде совещаний и конференций, на которых обсуждались вопросы технического обслуживания и ремонтов, технического перевооружения и модернизации генерирующего оборудования энергопредприятий.

Член Совета В.В. Барило выступила с анализом состояния работы по повьшению квалификации специалистов энергопредприятий в области технического перевооружения, модернизации и ремонта энергооборудования на семинаре-конференции НП "Союз инженеров-энергетиков", состоявшемся в Минэнерго РФ 9 апреля 2010 г.

Член Совета Ростик Г.В. принял участие в совещании – "Заводской сервис – важнейший компонент энергобезопасности генерирующего оборудования", которое состоялось 14-15 апреля 2010 г. в ОАО "Силовые машины".

Подготовлены к публикации в специализированных периодических изданиях статьи по актуальной тематике. В № 1 журнала "Вести в электроэнергетике" за 2010 г. опубликована статья члена Совета Голодновой О.С. "О факторах, способствующих повышению риска крупных техногенных аварий". В № 2 этого журнала статья Голодновой О.С. "Об аварийном сбросе водорода из турбогенератора с водородным охлаждением". В этом же номере коллективом авторов в составе Терешко О.А., Барило В.В., Голодновой О.С., Ростика Г.В. опубликована статья "Анализ проекта технического регламента "О безопасности электрических станций и сетей" (проект № 118971-5 второе чтение) и предложения по его корректировке". Кроме того, в № 3 журнала опубликована статья члена Совета Ростика Г.В. "Анализ состояния ремонтного обслуживания электроэнергетики России и направления его оптимизации". Еще одна статья Ростика Г.В. – «Живем ли мы в стране изношенного оборудования» – опубликована в журнале «Энергетик» (№7, 2010).

31 мая 2010 г. было проведено расширенное заседание Совета и семинар на тему: "Вопросы надежности работы энергетических объектов, модернизации и ремонта энергооборудования". Рассмотрены следующие основные вопросы:

1. Состояние энергоремонта в настоящее время и перспективы развития (качество ремонтов, нормативная документация, заводской ремонт, СРО). Докл. Ростик Г.В.

2. Проблемы надежности и продления сроков службы энергооборудования. Перспективы работы ЦРМЗ ОАО "Мосэнерго" в новых условиях. Докл. Должанский П.Р.

3. Обзор мероприятий Минэнерго РФ по повышению надежности и эффективности работы электроэнергетических объектов. Докл. Голоднова О.С.

4. Перспективы модернизации и повышения надежности силовых масляных трансформаторов. Докл. Федосов Л.Л.

5. Актуальность повышения квалификации кадров в ремонтном обслуживании энергопредприятий. Докл. Барило В.В.

Исходя из анализа мероприятий Минэнерго РФ, отражающих активизацию процесса государственного воздействия на электроэнергетику, были подготовлены предложения Совета по организации инновационного развития технического обслуживания и ремонта энергооборудования генерирующих энергопредприятий как недостающего звена этого процесса.

Предложения направляются для обсуждения в другие общественные и некоммерческие энергетические организации, специалистам-экспертам, а также в Министерство энергетики Российской Федерации.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по организации инновационного развития технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования

Разработаны Общественным экспертным Советом ИПКгосслужбы "Эффективность технического обслуживания и ремонта генерирующего оборудования" (г. Москва, июнь 2010 г.)

1. Исходные положения:

1.1. Процесс активного государственного воздействия на электроэнергетику пока затрагивает лишь косвенно организацию технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования (ТО и Р ЭО).

1.2. Электрические станции являются опасными производственными объектами по ряду признаков, перечисленных в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

1.3. От качества ТО и Р в значительной степени зависит как безопасность эксплуатации ЭО, так и надежность электроснабжения потребителей.

1.4. В условиях энергетических систем Российской Федерации качество ТО и Р ЭО не может быть обеспечено силами только сервисных служб заводов-изготовителей.

1.5. Повышение качества ТО и Р должно быть обеспечено государственным надзором за соблюдением единых требований к объему, периодичности и техническим характеристикам ТО и Р по каждому виду ЭО с учетом срока службы и технического состояния, к уровню организации, квалификации и эффективности работы исполнителей, а также к организации рынка сервисных услуг.

1.6. Указанные единые требования должны быть регламентированы и введены в действие законом РФ или, на первом этапе, постановлением Правительства РФ.

2. Основные направления организации инновационного развития технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования

2.1. Разработка и сопровождение проекта Технического регламента "Требования к ремонту энергетического оборудования тепловой генерации, обеспечивающие его безопасную эксплуатацию", включающего в себя следующие основные разделы:

– требования к ремонто– и контролепригодности генерирующего энергооборудования, предъявляемые к его проектированию и изготовлению и модернизации, обеспечивающих безопасность и эффективность последующей эксплуатации;

– требования к организации технического обслуживания и ремонта, обеспечивающие безопасность и

эффективность их выполнения;

– перечень типичных дефектов, влияющих на безопасность (причины, признаки, критерии и методы контроля и выявления), подлежащих обязательному выявлению и устранению;

– регламентация минимальных сроков службы и наработки, при которых наступает необходимость их продления;

– основание объемов и методов контроля для текущей оценки технического состояния генерирующего энергооборудования (освидетельствования);

– обоснование объемов ремонта и модернизации генерирующего энергооборудования в зависимости от режима работы и срока службы;

– нормирование процедур обеспечения безопасной эксплуатации за пределами нормативного срока службы при его продлении;

– обеспечение пожаро-взрьmобезопасности турбоагрегатов, в том числе генераторов с водородным охлаждением;

– постановка задачи на разработку (корректировку) подзаконных нормативных документов, выполнение которых обеспечивает безопасность и надёжность энергетического оборудования;

– требования к технологическому оснащению ремонтных предприятий (современное технологическое оборудование и оснастка, необходимая аппаратура для контроля технического состояния с соответствующим персоналом, возможности для изготовления и хранения запасных частей и т.п.);

– требования к квалификации и количеству персонала ремонтных предприятий (обучение и периодичность повышения квалификации, минимальное количество и уровень собственного персонала и т.п.);

– требования к программам обучения и повышения квалификации персонала ремонтных предприятий и аудиторов в сфере энергоремонта;

– организация рынка ремонтных услуг, обеспечивающего выполнение технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования в соответствии с требованиями безопасности и надёжности.

2.2. Разработка программы инновационного развития технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования с учетом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, конкретных условий и инвестиционных возможностей электроэнергетических компаний тепловой генерации, требований Технического регламента (п. 2.1).

2.3. Создание организационной структуры для реализации и сопровождения вышеуказанных работ поэтапно:

1 этап – создание на базе Общественного экспертного Совета ИПКгосслужбы рабочей группы по подготовке проектов вышеуказанных документов с привлечением экспертов от заводов-изготовителей и генерирующих компаний, а также от Управления энергетического надзора Ростехнадзора, ОАО "ВТИ", ОАО "ЦКБЭнергоремонт", ОАО "ЭНИН", ОАО "НТЦэлектроэнергетики", ОАО "Инженерный центр ЕЭС" ГУП "ВЭИ", НП "ИНВЭЛ".

2 этап – создание Научно-технического Центра "Энергоремонт" в качестве саморегулируемой организации с функциями научного руководства и технического регулирования в области ремонта энергооборудования и повышения квалификации соответствующего персонала.

Заключение

Проблема обеспечения безопасной эксплуатации энергетического оборудования (ЭО) всегда была и остаётся важнейшим содержанием его технического обслуживания и ре­монта (ТОиР). Разрушительные аварии последних лет на электростанциях: Каширской ГРЭС (2002 г.), на Рефтинской ГРЭС (2006 г.), на ТЭЦ-1  в Улан-Удэ (2008 г.),– на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г.), взрыв водорода на ТЭЦ-2 в Талнахе 13 августа 2010 г. говорят о снижении уровня квалификации персонала, снижении требований к ТОиР, о необходи­мости экстраординарных мер, направленных на исправление ситуации.

Роль ТОиР в обеспечении безопасности ЭО возрастает с каждым годом, поскольку рас­тет доля ЭО, эксплуатируемого за пределами нормативного срока службы. Объяснение причин происшедших аварий износом ЭО по существу  порочно,  так как дезориентирует менеджеров высшего звена, зачастую не являющихся техниче­скими специалистами, и в значительной степени блокирует усилия, направленные на орга­низацию надежной эксплуатации ЭО за пределами нормативного срока службы.  Такие объяснения направлены на привлечение инвестиций для полного обновле­ния парка ЭО,  игнорируя альтернативные менее затратные решения по про­длению его срока службы. Последнее обстоятельство характерно и для фирменного ТОиР заводами-изготовите­лями, которое в силу особенностей его предшествующей организа­ции не может привести к существенному улучшению качества ТОиР и оптимизации за­трат.

Представленные «Предложения» направлены на повышение качества ТОиР для обес­печения безопасной эксплуатации энергооборудования с учетом фактического срока службы, недопустимости необоснованного роста объемов работ и цен. Цель предложений – разработка и внедрение единых правил ТОиР, обязательных для всех заказчиков и исполнителей работ.

 

Голоднова О.С. к.т.н.

Обзор основных мероприятий Минэнерго РФ по совершенствованию управления электроэнергетикой в части генерации

Генеральный курс Минэнерго РФ в области генерации – это наращивание установленной генерирующей мощности при одновременном постепенном обновлении оборудования, обеспечение надежности электроснабжения и качества электроэнергии (частота, напряжение и т.д.) в условиях продолжения либерализации рынка электроэнергии и мощности.

Основные шаги в этом направлении  (в 2009¸2010 гг.):

1.       Узаконены все нормативы и стандарты, которые должны были перестать действовать с 30 июня 2010 г. согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» от  7.12.2002 №184 ФЗ.  Федеральный закон  от 27.12.2009 №385 ФЗ внес изменения, которые автоматически продлевают срок действия  действующих нормативных требований «до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов».  Это сохраняет преемственность нормативно-техни-ческой документации (НТД) в электроэнергетике. Одновременно предприняты шаги к обновлению НТД –  Минэнерго РФ издан приказ № 137 от 02.04.2010 «О совершенствовании нормативно-технических документов и принципов технического регулирования в электроэнергетике», согласно которому межведомственной рабочей группе поручено провести анализ НТД и в 3-х месячный срок представить предложения по созданию комплексной системы нормативно-правового и нормативно-техниче­ского регулирования в электроэнергетике. Распоряжением Правительства РФ от 09.03.2010 № 300-р внесены изменения в Программу разработки технических регламентов, которая включает в себя технические регламенты, принимаемые федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минпромторга РФ; документы (директивы) ЕС, технические регламенты Республики Белоруссия; технические регламенты, обеспечивающие формирование Единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, принимаемые международными соглашениями.

2.       Правительство РФ одобрило корректировку Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, представлен­ную Министром энергетики РФ С. Шматко. (03 июня 2010 года). В основу корректировки Генеральной схемы были заложены:

-        скорректированные прогнозы электропотребления (прогнозный среднегодовой темп прироста - 3,1% в максимальном варианте и 2,2% - в базовом);

-        оптимизированная структура генерирующих мощностей;

-        уточненный перечень вводов генерирующих и электросетевых объектов;

-        горизонт планирования Генеральной схемы продлен до 2030 г.;

-        вывод из эксплуатации устаревшего генерирующего оборудования с заменой его на современные образцы;

-        модернизация генерирующих мощностей с ростом к 2030 году энергоэффективности;

-        модернизация электросетевого комплекса.

Откорректированные схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2010¸2016 гг. были утверждены Приказом Минэнерго от 15.07.2010 №333.

3.       Заложены основы формирования долгосрочных планов по развитию и модернизации необходимого объема генерирующих мощностей  на основе Генеральной схемы – разработаны и утверждены инвестиционные программы. Запущен механизм государственного контроля за разработкой и реализацией инвестиционных программ (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»; приказ Министерства энергетики РФ  от 25.03.2010 "Об  утверждении формы  инвестиционной программы  субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах  которых участвует  государство, и сетевых организаций"). Контроль включает в себя проверку исполнения графиков строительства объектов электроэнергетики,  а так же анализ ежеквартальных отчетов об исполнении инвестпрограмм, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источников финансирования.

4.       Регулирование оптового рынка электроэнергии, на котором  оплачиваются раздельно  мощность, электроэнергия, осуществляют НП «Совет рынка» (Наблюдательный совет НП) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в соответствии с «Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» (Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 с 20-тью изменениями, внесенными  с 2005 г. по 4 марта 2010 г.).  Для закрепления  обязательств поставщиков мощности по обеспечению системной надежности Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 117 «О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности» вводит в действие «Правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности». «Правила» определяют порядок оказания этих услуг, в частности устанавливают обязанность поддержания соответствия оборудования определяемым системным оператором параметрам и характеристикам, соблюдение параметров технологического режима работы объектов электроэнергетики, модернизацию оборудования в срок, предусмотренный договором с системным оператором. Оплата услуг по обеспечению системной надежности осуществляется системным оператором по цене, определенной по результатам конкурентного отбора, либо по тарифу, установленному федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, – в случае, если обязанность по оказанию этих услуг была возложена на субъект электроэнергетики.

5.       Реализация инвестиционных программ предусмотрена в виде ДПМ – договоров о поставке мощности, которые обеспечивают юридическое закрепление инвестиционных обязательств по строитель­ству и модернизации генерирующих объектов.  Утверждены стандартные формы ДПМ, которые определяют период поставки мощно­сти, объем поставляемой мощности, цену и порядок оплаты мощности, ответственность и поря­док обеспечения обязательств. Правительством РФ определен перечень объектов, являющихся предметом ДПМ. Конкретизация механизма поставки мощностей по ДПМ предусмотрена Федеральным законом  № 401-ФЗ от 28.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6.       ДПМ стимулирует к строительству и к модернизации энергообъектов путем возврата вложенных средств. Тариф на новую мощность ежегодно устанавливается НП "Совет рынка", он должен обеспечивать инвесторам возврат средств, вложенных в стро-ительство. Наблюдательным советом НП "Совет рынка"26.11.2009 была утверждена "Методика проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию об экономической обоснованности размера ежемесячной платы за единицу мощности(за исключением гидро и атомных электростанций)". Для расчетов на 2010 год были определены: нормативно средневзвешенная стоимость капитала – 9,6%  годовых; ставки оплаты новых энергомощностей в 2010 году от 500 до 800 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Тарифная ставка на мощность была утверждена ФСТ в размере 159,5 тыс.руб./МВт.

7.       Принято Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 269 «О проведении конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии», устанавливающее правила проведения таких конкурсов, в том числе перечень требований к техническим характеристикам генерирующих объектов. При этом  поручено ФСТ  установить единый показатель доходности капитала, вложенного в производство электрической энергии – в соответствии со  среднемесячной стоимостью краткосрочного капитала, привлекаемого в целях приобретения топлива).

8.       В соответствии с ДПМ, генерирующие компании взяли на себя обязательства построить новые генерирующие мощности в общем объеме около 25 ГВт и в течение 5 лет ввести их в эксплуатацию. 9.11.2010 завершился процесс подписания российскими генерирующими компаниями, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «АТС» и НП «Совет рынка» агентских договоров, являющихся важной частью конструкции договора предоставления мощности (ДПМ). Ответственность генерирующих компаний по ДПМ: предусмот­рена жесткая система отчетности о прохождении ключевых этапов строительства с  существенными штрафами за непредставление отчетности; предусмотрены меры финансовой и иной ответственности за неисполнение договорных обязательств по ДПМ в части нарушения сроков строительства и ввода объектов электроэнергетики в эксплуатацию.

9.       С 2011 года вся предоставляемая по ДПМ мощность выбирается в приоритетном порядке, что указано в Приказе Минэнерго РФ № 430 от 07.09.2010 «Об утверждении Порядка учета технических характеристик (параметров) генерирующего оборудования в ходе приема заявок участников конкурентного отбора мощности, а также для определения результатов конкурентного отбора мощности». Поставщики мощности имеют обязательства по поддержанию их генерирующего оборудования в постоянной готовности к выработке электрической энергии, т.е. по  соблюдению заданного Системным оператором режима работы генерирующего оборудования, включая состав оборудования и его параметры, участие в регулировании мощности и частоты в сети и т.д. При конкурентном отборе мощности приоритетными (в порядке убывания) являются следующие технические характеристики генерирующего оборудования: готовность к работе в пиковом режиме, больший удельный диапазон регулирования, больший удельный обеспеченный объем выработки электрической энергии. Стоимость мощности напрямую зависит от выполнения обязательств генерирующими компаниями, что должно стать прямым финансовым стимулом  к соблюдению всех предъявляемых требований.

10.   Либерализация долгосрочного рынка мощности для генерирующих компаний характеризовалась в 2010 г. следующими параметрами. На конкурентном отборе мощности, проведенном "Системным оператором ЕЭС", цена на мощность в зонах свободного перетока (ЗСП) Центра и Урала составила 123 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Только в этих регионах цена определялась по свободным правилам долгосрочного рынка мощности, на остальной территории единой энергосистемы, где, по мнению ФАС, конкуренция была недостаточна, был установлен потолок цены (price-cap). В европейской энергозоне price-cap и, соответственно, цена на мощность составили 118,1 тыс. руб., в Сибири — 126,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. С 2011 г. запланировано увеличение объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам до 100%.

11.   Установлен порядок государственного контроля рынков электрической энергии и мощности со стороны Минэнерго РФ. В 2010 г. утвержден «Административный регламент по исполнению Министерством энергетики РФ государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства РФ» (АР). Также утвержден аналогичный документ по контролю за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности. Акты по результатам  плановых и внеплановых проверок субъектов электроэнергетики являются юридическим основанием для принятия мер (предупреждение, предписание, возбуждение дела об административном правонарушении, направление рекомендации в Совет рынка для рассмотрения на дисциплинарной комиссии и т.д.). На основании АР Минэнерго РФ проводило проверки генерирующих компаний на предмет выполнения не только инвестиционных программ, но и выполнения ремонтных программ в полном объеме.

12.   Для законодательного закрепления вышеописанного комплекса мер выполнена многократная корректировка Федерального закона «Об электроэнергетике» - шесть раз в течение 2010 г. (от 09.03.2010 № 26-ФЗ; от 26.07.2010 – ФЗ №№ 187, 188, 189, 191  и  от  28.12.2010 – №401), а также соответственно других законов, связанных с оптовым рынком мощности, а также  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  В 2009-2010 гг. вышло 10  Постановлений Правительства РФ о внесении изменений в «Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», в том числе Постановление от 14 ноября 2009 г. N 929  "О порядке осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условиях его введения и прекращения " и Постановление от 4 марта 2010 г. N 122 "О внесении изменений в пункты 17 и 54 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". В 2009¸2010 гг. внесен ряд изменений в Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".

13.   С 01 апреля 2010 г. действуют «Технические требования к генерирующему оборудованию участников оптового рынка», введенные ОАО «СО ЕЭС».  Сделан шаг к   учету специфики и технического состояния энергооборудования (объекта диспетчеризации) в процессе эксплуатации в режимах регулирования мощности и частоты. Необходимость такого учета показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17.08.2009.  Теперь системный оператор должен получить все необходимые данные об энергооборудовании и его возможностях в части регулирования мощности и частоты от технических руководителей генерирующих энергопредприятий и учесть эти данные, планируя  «допустимые диапазоны регулирования активной и реактивной электрической мощности, установленную, располагаемую и максимальную мощности генерирующего оборудования, а также иные параметры, необходимые для определения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии». Для получения ряда данных должны быть проведены специальные испытания энергооборудования.

14.   Задача повышения качества технического обслуживания и ремонта решалась в соответствии с указанием премьер-министра РФ  В.В.Путина – приоритет отдан заводскому сервису. Это нашло отражение в Протоколе (№ 653пр) совещания «Заводской сервис — важнейший компонент энергобезопасности генерирующего оборудования», проведенного 14-15 апреля 2010 г. по поручению Правительства Российской Федерации от 15.03.2010 № ИС-119-1570  в г. Санкт-Петербурге.  Основные решения совещания:

-   «ОАО «Силовые машины» совместно с заинтересованными эксплуатирующими организациями подготовить проект типового договора по техническому обслуживанию оборудования на весь период его эксплуатации.

-   Генерирующим и  электросетевым  компаниям совместно с заводами-производителями оборудования при координации Минэнерго России подготовить предложения по разработке/ изменению НТД в сфере технического обслуживания оборудования.

-   Производителям промышленного оборудования разработать предложения по внесению изменений в Федеральный Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов №116-ФЗ от 21.07.1997г.

-   Рекомендовать ОАО «Силовые машины» подписать Меморандум об основных направлениях взаимодействия в ходе технических ревизий и сервисного обслуживания энергетического оборудования с эксплуатирующими организациями с учетом поступивших предложений по его корректировке на двусторонней основе.

-   Рекомендовать эксплуатирующим организациям обеспечивать приоритет восстановления, а не продления ресурса действующего в России турбинного и генераторного оборудования при оценке его состояния.

-   Рекомендовать эксплуатирующим организациям обеспечить обязательное участие специалистов заводов — изготовителей в принятии решения о продлении индивидуального ресурса турбинного и генераторного оборудования сверх установленного в Технических условиях на поставку».

15.   Вопросы надежности производства электроэнергии отражены  косвенно – в части обеспечения запасов топлива, готовности к зиме  и вывода оборудования в ремонт – в  Федеральном законе от 26.07.2010 № 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией». Это касается порядка создания и установления нормативов технологических запасов топлива на электростанциях; утверждения положений об оценке готовности субъектов энергетики к работе в осенне-зимний период и о контроле за его прохождением, а так же утверждения порядка осуществления техконтроля и надзора в электроэнергетике. Устанавливается административная ответственность: а) «за нарушение нормативов технологических запасов топлива на тепловых электростанциях в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дис-квалификацию на срок от 18 месяцев до 3-х лет; на юридических лиц – в размере стоимости предмета административного правонарушения (цена топлива, недостающего до выполнения норматива технологического запаса топлива на тепловой электрические станции) на момент окончания или пресечения административного правонарушения»;  б) «за несоблюдение правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации – в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 18 месяцев до 3-х лет; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб».

16.   Согласно Приказу Минэнерго РФ  от 29.10.2009 г. №466,  Институту систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН поручена разработка «Концепции обеспечения надежности в электроэнергетике». «Концепция» должна способствовать  обоснованию взаимно согласованных уровней надежности электроэнергетики и резервов мощности генерирующего оборудования.

17.   Непосредственно к надежности объектов электроэнергетики и к покрытию ущерба от аварий имеет отношение Федераль­ный закон от 27 июля 2010 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесена "Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей".

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 21.07.1997  № 117-ФЗ   "О безопасности гидротехнических сооружений": статьи 9, 15 и 16.1 предусматривают необходимость заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения и выплату денежных компенсаций гражданам в счет возмещения причиненного вреда (до 2-х миллионов).

Источники: сайты Минэнерго РФ, НП «Совет рынка», Минпромэнерго РФ и др.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментарии автора: что пока не учтено в правительственном комплексе мер по предупреждению аварий и обеспечению промышленной безопасности генерирующего оборудования?

1. Отсутствие механизмов окупаемости проектов модернизации  действующего оборудования не позволяет работать в этом направлении из-за недостатка средств. Сейчас ДПМ предусматривают гарантированный возврат средств, вложенных только в строительство новых энергообъектов или в модернизацию с наращиванием мощности. Рынок новых мощностей закладывается в тариф на электроэнергию и окупается за счет потребителя. Доходность в этом случае составляет до 15% в год.  Если условия возврата средств распространить и на действующее оборудование, это приведет к значительному увеличению срока службы существующего оборудования и снизит стремление к необоснованному  выводу мощностей из энергосистем вследствие их «износа». В противном случае нет никаких стимулов для работ по продлению ресурса действующего энергооборудования и поддержанию его надежности путем даже  малозатратной модернизации, а также по внедрению современных методов оценки технического состояния и диагностики  энергооборудования. А значит,  будет только два варианта стратегии эксплуатации действующего оборудования за пределами нормативного срока службы: замена оборудования новым (с возвратом вложенного капитала, если повышена мощность) или эксплуатация до аварийного повреждения, в том числе с полным разрушением оборудования, что является угрозой промышленной безопасности.

2. Надежность, как техническая характеристика, не учитывается при конкурентном отборе мощности на оптовом рынке, а также на конкурсе инвестиционных проектов. Это не способствует заинтересованности генерирующих компаний в модернизации действующего оборудования с целью продления его срока службы, а также выполнению ремонтных программ и затратам на повышение качества ремонта. Штрафные санкции за недопоставку мощности и электроэнергии, по-видимому,  недостаточно стимулируют повышение надежности генерации.

3. Стимулирование качества поставляемой мощности не способствует предупреждению аварий оборудования. Цена поставляемой мощности зависит  от качества мощности, которое, прежде всего, определяется готовностью генерирующего оборудования к работе. Согласно «Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» основным условием готовности является соответствие реально действующей мощности участника рынка «объему мощности генерирующего оборудования участника оптового рынка, уменьшенному на объем мощности, выведенной в ремонт, согласованный в установленном порядке с системным оператором, с учетом величины технологических ограничений на производство или подачу в сеть электрической энергии (мощности)». Внеплановый ремонт снижает готовность и приводит к снижению оплаты за мощность не только для данного участника, но и для группы участников, поставляющей мощность в рамках соглашения. Этот порядок должен служить макростимулом  к заботе о техническом состоянии и обеспечению исправности оборудования, но в каждодневной практике с неизбежными рисками он фактически способствует задержке устранения внезапно возникшей неисправности (вплоть до аварии), если  для этого требуется внеплановый вывод в ремонт или увеличение простоя в плановом ремонте. Ущерб и упущенная выгода могут быть определены согласно «Методике определения убытков в ГТП генерации участника от недопоставки электрической энергии и мощности на ОРЭМ по вине сторонних организаций» от 28.05.2009, и взысканы со сторонней организации, если это ее вина. Но, учитывая сложности и сроки взыскания, можно прогнозировать стремление генерирующей компании как можно дольше сохранять в работе неисправное оборудование, чтобы избежать убытков из-за внепланового останова.

4. Не решен вопрос о личной ответственности  технических руководителей субъектов электроэнергетики и должностных лиц в вышестоящих организациях за нарушение НТД по эксплуатации энергооборудования. Внесенные дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают личную ответственность только в двух ситуациях – недостаточные запасы топлива и нарушения «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»  (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219). Последняя ситуация может трактоваться и не в пользу выполнения НТД по эксплуатации оборудования, поскольку  остается приоритет системного оператора при реализации указанных «Правил».  Хотя статья 15 и предусматривает ряд возможных случаев вывода во внеплановый ремонт объекта диспетчеризации по срочной (неотложной) заявке, а статья 20 – необходимость незамедлительного вывода в ремонт,  но статья 21 оставляет право системного оператора не согласовывать заявку по целому ряду системных причин, за исключением автоматического отключения энергооборудования.

5. Не проработаны вопросы расширения сферы применения автоматического отключения генерирующего оборудования для защиты от аварий как альтернативы главенству экономических стимулов и приоритету системного оператора в ситуациях, последствия которых могут представлять угрозу промышленной безопасности вследствие, как показано в пп. 3, 4, зависимости от человеческого фактора .

6. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не способствует повышению надежности энергетического оборудования, поскольку отсутствует система управления рисками, т.е. программа предупреждающих аварии мер, контролируемая страховщиком.

7. Вопросы совершенствования технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) решаются без учета фактического положения дел в этой области, а прежде всего, исходя из нужд заводов-изготовителей, по-видимому, чтобы обеспечить им финансирование за счет заказов на ТО и Р со стороны энергопредприятий. При этом цены на услуги заводов не ограничиваются, а тарифы на электроэнергию ограничиваются и регулируются государством. Это способствует недофинансированию ремонтов, невыполнению необходимых работ по ТО и Р, т.е. к  повышению вероятности аварии и снижению промышленной безопасности.

8. Тенденция к перекладыванию функций государственного надзора и контроля на посреднические организации – СРО – без решения вопросов финансирования не может привести ни к повышению качества ТО и Р, ни к обеспечению промышленной безопасности, а приведет только к лишним затратам предприятий – членов СРО и соответственно к повышению стоимости оказываемых услуг, а также к росту коррупционной составляющей стоимости услуг.

апрель 2011

 

Вести в электроэнергетике 2010; № 2 (март-апрель); стр.18¸23

Анализ проекта технического регламента

«О безопасности электрических станций и сетей» и «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации».

Предложения по корректировке

О.А. Терешко, доктор техн. наук, проф. — председатель Общественного экспертного Совета

«Эффективность технического обслуживания и ремонта генерирующего энергооборудования»

при ИПКгосслужбы, В.В. Барило, канд. экон. наук, О.С. Голоднова, канд. техн. наук, Г.В. Ростик,

инж. — эксперты Совета

1. На основе анализа статей проекта Технического регламента «О безопасности электрических станций и сетей» (проект № 118971-5 второе чтение) предлагается ряд уточнений, поправок и дополнений к указанному Техническому регламенту с необходимыми обоснованиями и пояснениями. Уточнения, дополнения и поправки выделены курсивом.

Статья 5

Необходимо повысить требования к проектам энергетических объектов в части компоновки оборудования в целях снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт, для чего предлагается изложить п.4, абзац 3 следующим образом:

«возможность доступа к оборудованию и его составным частям, установкам, зданиям и сооружениям для проведения осмотра, технического обслуживания, ремонта, предупреждения и ликвидации опасных ситуаций с учётом минимизации затрат на работы вспомогательного характера».

Статья 8

В п.4 абзац 2 гласит «Ремонт оборудования и устройств энергетического объекта должен осуществляться в соответствии с ремонтной и технологической документацией изготовителей». Это предложение проекта регламента практически не может быть реализовано для оборудования, снятого с производства. Кроме того, нет причин не использовать большой опыт эффективного ремонта и модернизации оборудования, накопленный за все прошедшие годы, в том числе закреплённый документацией ОРГРЭС, ВНИИЭ, ЦКБэнергоремонт и др.

Поэтому следует дополнить этот абзац, изложив его так:

«Ремонт оборудования и устройств энергетического объекта должен осуществляться в соответствии с ремонтной и технологической документацией изготовителей, нормативной отраслевой документацией и (или) документацией специализированной сертифицированной ремонтной организации».

По той же причине абзац 1 п.5 статьи 8 следует дополнить аналогично:

«Техническое обслуживание находящихся в эксплуатации оборудования и устройств энергетического объекта должно обеспечивать выполнение комплекса операций по поддержанию их работоспособного или исправного состояния, предусмотренного в проектной документации, документации изготовителя, нормативной отраслевой документации и (или) документации специализированной сертифицированной ремонтной организации, если необходимость этих операций выявлена при эксплуатации этого энергетического объекта».

В п.5 также следует внести уточнения в соответствии с терминологией:

абзац 2 — «Вывод в ремонт оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта осуществляется по схеме планово-предупредительных ремонтов или по результатам контроля технического состояния, или по результатам технического освидетельствования оборудования, сооружений, зданий и устройств этого энергетического объекта»;

абзац 3 — «Вывод в плановый ремонт линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики, а также техническое обслуживание устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, относящихся к объектам диспетчеризации, должны осуществляться в соответствии с годовыми и месячными графиками ремонта ....(до конца абзаца)»

В п. 6 необходимо ввести контроль технического состояния наряду с техническим освидетельствованием, предусмотрев разработанные для большей части оборудования и успешно используемые формы учёта результатов контроля технического состояния:

абзац 2 — «Результаты контроля технического состояния и технического освидетельствования оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта должны быть занесены в технические паспорта оборудования, сооружений, зданий и устройств энергетического объекта (либо в технический паспорт энергетического объекта, если техническому освидетельствованию подвергается энергетический объект в целом) или оформлены в виде, предусмотренном нормативными отраслевыми документами с учётом форм, принятых эксплуатирующей организацией, включающими исчерпывающую информацию о состоянии объекта контроля».

По результатам технического освидетельствования энергетического объекта определяется

необходимость проведения технического обследования. Техническое обследование энергетичес-

кого объекта должно обеспечивать своевременное выявление недопустимых отклонений технического состояния, принятие решений по проведению дополнительных диагностических испытаний и восстановлению надежной и безопасной эксплуатации энергетического объекта.

В п.7 представляется важным подчеркнуть, что качество контроля непосредственно зависит от квалификации персонала, который должен проходить специальную подготовку, повышение квалификации. Предлагается дополнить п.7 следующим абзацем:

«Для обеспечения качества контроля квалификация персонала, осуществляющего контроль, должна соответствовать поставленной задаче и подтверждаться сертификатами, удостоверениями о повышении квалификации в соответствующих учебных заведениях, а также результатами аттестации».

В п.10 предлагается повысить значимость оценки технического состояния:

«После выработки оборудованием, сооружением, зданием, устройством энергетического объекта установленного ресурса (установленного нормативными документами срока службы) их дальнейшая эксплуатация допускается только по результатам оценки технического состояния путём технического освидетельствования и обследования, в том числе диагностирования, подтверждающим отсутствие недопустимых отклонений технического состояния».

В п.12 надо ввести дополнения, позволяющие возродить весьма важную практику систематического анализа технологических нарушений, выпуска обзоров с результатами анализа и проработки их эксплуатирующими организациями в целях предупреждения технологических нарушений:

абзац 1 — «Технологические нарушения на энергетических объектах и энергопринимающих устройствах, в том числе аварии, подлежат обязательному учету и расследованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Должен проводиться регулярный периодический анализ технологических нарушений, в том числе их причин, с выпуском соответствующей информации для эксплуатирующих организаций».

Аналогично п.12, а также исходя из того, что оперативное информирование эксплуатиру-ющих организаций о причинах технологических нарушений и корректирующих мероприятиях является важным способом предупреждения технологических нарушений, п.13 также следует дополнить:

абзац 3 — «Информация о результатах расследования аварий и иных технологических нарушений должна храниться на объекте электроэнергетики или энергопринимающем устройстве до их ликвидации и передаваться в установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с последующим информированием эксплуатирующих организаций, имеющих аналогичное оборудование, которые обязаны на основании данной информации принять срочные меры по предупреждению аналогичных технологических нарушений».

Статья 10

В п.8 должна быть устранена недооценка пожароопасности водорода наряду с взрывоопасностью:

«При наличии на тепловой электрической станции или котельной оборудования с использованием водорода должны быть приняты меры по предупреждению образования взрывоопасных смесей газов в системах производства, хранения, транспортировки и использования водорода, а также по снижению утечек водорода до допустимого уровня и предупреждению возгорания водорода для всего комплекса оборудования, трубопроводов и арматуры».

В п.9 упущены системы маслоснабжения уплотнений вала генераторов тепловых электростанций, поэтому также предлагается дополнение:

«На тепловых электрических станциях и в котельных должны быть обеспечены взрывобезопасность и пожаробезопасность систем приемки, хранения, транспортировки, подачи, подготовки к сжиганию топлива, устройств сжигания топлива, систем смазки и регулирования вращающегося оборудования, систем маслоснабжения уплотнений вала генераторов, маслонаполненного электротехнического оборудования».

П.11 следует дополнить аналогично предыдущему:

«В машинных залах тепловых и атомных электрических станций должны быть обеспечены взрывобезопасность и пожаробезопасность систем турбоустановок и электрических генераторов, содержащих горючие жидкости, а также газомасляных систем генераторов с водородным охлаждением».

Статья 12

Для включения соответствующих мероприятий и устройств в проекты новых энергетических объектов или модернизации действующих объектов в целях обеспечения взрывобезопасности и пожаробезопасности статью 12 следует дополнить следующим пунктом:

26. «В машинных залах тепловых и атомных электрических станций при возникновении угрозы значительного повреждения (разрушения) турбоустановки и (или) электрического генератора, ведущего к пожару с обрушением строительных конструкций, турбоагрегат должен быть немедленно отключен от сети (с уведомлением диспетчера), остановлен со срывом вакуума, а из отключенного генератора с водородным охлаждением и его газомасляной системы должен быть быстро удален водород с замещением его инертным газом. Тушение пожара производится в соответствии с соответствующим Техническим регламентом или другими нормативными документами».

Статья 35

Аналогично статье 12, следует ввести дополнительный пункт:

«10. При возникновении угрозы значительного повреждения (разрушения) оборудования энергетического объекта или при несчастном случае это оборудование должно быть отключено автоматической защитой или вручную в течение времени, определенного нормативной документацией,с уведомлением диспетчера».

Статья 39

Капитальный ремонт действующего энергетического объекта, в силу своей технической

специфичности, должен быть выведен из сферы строительного надзора. Кроме того, действующие

энергетические объекты не являются объектами капитального строительства. Эксплуатация, в том

числе техническое обслуживание, капитальный и другие ремонты, должна находиться в сфере государственного контроля (надзора). Поэтому предлагаются следующие изменения пп.1, 2 и 3:

«1. Оценка соответствия объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента в зависимости от вида объекта регулирования производится в формах государственной экспертизы проектной документации, строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов регулирования, согласования проектной документации, допуска в эксплуатацию законченного строительством (монтажом, реконструкцией) объекта регулирования, государственного контроля (надзора) процессов эксплуатации (в том числе технического обслуживания и ремонтов) объектов регулирования».

«3. При строительстве, реконструкции, объектов регулирования настоящего технического регламента, относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».

В п.2 статьи 39 абзац 6 должен быть удален, так как он дублируется пунктом 3 той же статьи.

Для усиления ответственности управляющих лиц и исполнителей за невыполнение требований Технического регламента предлагаются дополнения в п.12 статьи 39:

«По итогам мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического уполномоченными органами исполнительной власти осуществляется:

а) оформление результатов проверки;

б) принятие мер по результатам проверки;

в) определение лиц, виновных в невыполнении требований настоящего регламента, степени

их вины;

г) определение ущерба, обусловленного невыполнением требований настоящего регламента,

или вероятных последствий этого».

Статья 40

Для реализации настоящего Технического регламента необходимы нормативные документы и своды правил, что должно быть предусмотрено в п.2.

«Правительству Российской Федерации в девятимесячный срок со дня официального  опубликования настоящего Федерального закона издать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также своды правил, выполнение которых необходимо для обеспечения соответствия данному Техническому регламенту».

Кроме вышеизложенной корректировки, предлагается уточнить и дополнить терминологию, предлагаемую статьей 2, в соответствии с законами РФ, Постановлениями правительства и принятой ранее терминологией в энергетике (ГОСТы, тезаурус РАО «ЕЭС России»).

Предлагается более точная формулировка следующих терминов:

Техническое диагностирование — часть процесса при определении технического состояния,в том числе функциональное и тестовое диагностирование с использованием штатных или специальных средств контроля.

Техническое обследование — комплекс работ, направленных на своевременное выявление недопустимых отклонений технического состояния оборудования, сооружений, зданий, устройств и принятие технических решений по восстановлению их надежной и безопасной эксплуатации.

В статью 2 предлагается внести определения ряда терминов, использованных в Техническом регламенте, в том числе соответствующих действующим законам РФ, Правилам и стандартам:

Аварийно-опасный — создающий опасность (угрозу, риск) аварии.

Авария — технологическое нарушение на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы. («Правила расследования причин аварий в электроэнергетике», утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 года № 846»)

Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и восстановления работоспособности объекта, в том числе с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Контроль технического состояния — проверка соответствия значений параметров объекта контроля требованиям технической (нормативной) документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состоянияв данный момент времени (ГОСТ 20911-89).

Модернизация — изменение конструкции действующего оборудования, обеспечивающее улучшение его показателей назначения, повышение надежности и энергоэффективности, снижение энергетических, материальных затрат и трудовых ресурсов, повышение безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, а также с целью возможности применения при эксплуатации более дешевых (недефицитных) видов топлива, сырья, материалов (Раздел Тезауруса: техническое обслуживание и ремонт).

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 №190-ФЗ).

Реконструкция — коренное изменение конструкции за счет внедрения новой техники и современных передовых технологий (раздел Тезауруса: техническое обслуживание и ремонт).

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделий или их составных частей (ГОСТ 18322-78).

Свод правил — документ, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технического регламента (Федеральный Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02).

Эксплуатация — комплексный процесс использования объекта по назначению, его технического обслуживания и ремонта.


2. В связи с тем, что 19.03.10 в Государственной Думе был принят в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений в закон «Об энергоэнергетике» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей», весьма возрастает значение (и статус) «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 26.07.07 № 484.

Анализ этих Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.09 № 219) показал необходимость уточнений ряда пунктов для более четкого разграничения прав системного оператора и законных владельцев объектов диспетчеризации в части вывода в ремонт (плановый и внеплановый) в целях предупреждения тяжелых аварий этих объектов в свете рассмотренного выше проекта Технического регламента «О безопасности электрических станций и сетей».

Ниже приведена предлагаемая редакция пунктов 9, 15 и 21 (дополнения и изменения выделены курсивом).

9. В случае совпадения сроков вывода в ремонт, предлагаемых собственниками и иными законными владельцами в отношении объектов диспетчеризации, одновременный вывод в ремонт которых может привести к нарушению надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, нарушению устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), сроки и очередность вывода в ремонт таких объектов определяются системным оператором.

При этом приоритет имеют:

объекты, требующие длительного ремонта, осуществление которого не может быть разделено на самостоятельные этапы, позволяющие после окончания каждого из этапов вывести объект электроэнергетики из ремонта;

объекты электросетевого хозяйства более высокого класса напряжения;

объекты, срок службы которых превысил нормативный или результаты их технического обследования показали наличие отклонений технического состояния.

15. Вывод в ремонт объекта диспетчеризации, не предусмотренного месячным графиком ремонта (далее — внеплановый ремонт), осуществляется в случае:

а) автоматического отключения оборудования действием устройств релейной защиты, автоматики

и противоаварийной автоматики или вследствие отключения оборудования дежурным работником

при возникновении хотя бы одного из недопустимых отклонений технического состояния, предусмотренных нормативными документами;

б) наступления обстоятельств, вызванных необходимостью выполнения работ для предотвращения повреждения оборудования и аварийных отключений вследствие недопустимых отклонений технического состояния, предусмотренных нормативными документами;

в) возникновения в процессе эксплуатации объектов диспетчеризации причин, которые невозможно было предвидеть заранее и которые требуют проведения незамедлительно ремонтных работ;

г) вследствие отключения устройств релейной защиты, автоматики и противоаварийной автоматики дежурным работником в случае их неисправности или ложных (излишних) срабатываний указанных устройств.

21. Заявка на вывод объекта диспетчеризации в ремонт не подлежит согласованию, если системным оператором будет установлено, что вывод в ремонт этого объекта диспетчеризации может привести к следующим последствиям:

а) угроза жизни и здоровью людей;

б) нарушение устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (техноло-

гически изолированных территориальных электроэнергетических систем);

в) угроза значительного повреждения оборудования (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в).

г) нарушение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в);

д) возможность возникновения недостатка электрической энергии (электрической мощности) в Единой энергетической системе России (ее части или технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), определяемого как превышение спроса на электрическую энергию (электрическую мощность) и резервов, необходимых для надежного обеспечения нормального режима указанных энергосистем, над предложением электрической энергии (электрической мощности) за определенный временной период с учетом перетоков электрической энергии (электрической мощности) из внешних энергосистем (исключение составляют ситуации, описанныев пп.15 а–в);

е) возможность возникновения недостатка пропускной способности электрической сети, определяемого как разность между допустимой пропускной способностью сети, установленной требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, и располагаемой пропускной способностью, выраженных в единицах мощности (исключение составляют ситуации, описанные в пп.15 а–в).